Дисциплина раллийных гонок является очень популярной среди миллионов на сегодняшний день. Секундный экстаз от возможности увидеть пролетающую мимо на бешеной скорости машину за которую болеешь , способен заставить истинных фанатов стоять по три,четыре часа под открытым небом в любых погодных условиях.  А сами раллийные гонщики считаются профессиональными водителями , которые в своем мастерстве могут дать фору любому водителю других гоночных дисциплин. Я лично являюсь тем фанатом что мечтает как увидеть гонки вблизи, так и принять в них участие в будущем.  Ралли и его звёзды породили целый культ вокруг определенных моделей машин. Те кто любят ралли в свое время очень круто себя чувствовали при покупке , пусть даже и поддержанной, Subaru Impreza. Это же легендарная Субару на которой гонял сам Колин Мак Рэй, ощущение счастья при вождении такой машины зашкаливало.  Сама дисциплина это адская смесь : адреналина , контроля , скорости, профессионализма, травм , высокой концентрации и ставок на кону. Гонщики каждый этап рискуют своим здоровьем, входя в коварные повороты и гоняясь при тяжёлых погодных условиях. Снег это плохо но представим что он тает, на дворе ночь и моросит дождь , звучит страшно ? А  таких этапов хватает в ежегодных турнирах WRC.  Так когда же началось все это безумие? Нас ждёт увлекательный экскурс в историю ралли и знакомство с лучшими гонщиками а так же механическими представителями , которые стали легендой. Пристёгивайтесь покрепче и мы взлетаем.

История раллийных гонок

С начала изобретения первых машин в конце 18 столетия, стало ясно что это лишь вопрос времени, когда человечество в силу своей природы начнет использовать их для соревнований. Так и произошло, начиная с 1894 года  по всей Европе стали проводить междугородние шоссейные гонки.  Что по сути своей очень напоминало ралли в его современном виде. Ведь такие гонки в основном проводились на загородных трассах которые были покрыты гравием.  До 50 , 60х это больше походило на съезд автолюбителей чем на профессиональные гонки. Люди съезжались на разные трассы на своих машинах и проезжали отдельные участки. Был популярен вид гонок где водитель должен медленне всего затормозить.  Водители в основном ездили в парах и меняли друг друга.  В 50х стало популярным протяжонное ралли » Лиеж — София «, которое заканчивалось в Болгарии.

Гонка длилась примерно два с половиной дня. Доехав до Софии у экипажа был один час чтобы перевести дыхание и сразу же в обратный путь. Члены экипажа водили по сменно. Пока один был за рулём , другой спал.  В конце 50х ралли постепенно начало эволюционировать, хотя конечно до приобретения финального вида этим гонкам было далеко. Автопроизводители тоже обратили внимание на такие гонки и трассы развивались. Однако, до своего нынешнего состояния этим гонкам было ещё далеко.  В начале 60х произошло важное изменение — гонки стали профессиональные и на фоне их развития, стала развиваться и раллийная дисциплина.

Интересный факт что в Швеции ралли стали проводиться ещё в 1950м году и назывались они » ралли заходящего солнца » ( проходили летом ).

Именно в те времена стали появляться профессиональные пилоты такие как : Раун Альтанин, Тимо Мякинен и Эрик Карлсон. 

Тимо Мякиненин
Тимо Мякиненин
Эрик Карлсон
Эрик Карлсон

Скандинавы хорошо проявляли себя в подобного вида гонках и Тимо Мякиненина в 60х заметил Стюарт Тернер , директор отдела конкуренции BMC( british motor corporation) . Автомобилем фаворитом в те годы стал Austin mini Cooper .

Мякинен взял на нем первую победу на ралли в Монте Карло 1965 года.  BMC в 60 противостояла шведская команда  Saab, по сути, они были первые профессиональные команды под спонсорством автопроизводителей. Но как раз тогда и начали зарождаться добротные команды а машины стали тщательнее готовить к гонкам и участкам.  И с этого момента как началось… Другие автомобильные производители начали выдвигать своих участников , сначала Ford со своим знаменитым  Cartina gt

а потом и Porsсhe подключились со своим 911.

  Спецучастки теперь становились нормой и ралли начало обретать привычное очертание.

Сегодня, гонки все ещё работают по принципу заложенному в 60х , старуешь в точке А , заканчиваешь в точке Б и тот кто проехал за самое короткое время, считается самым быстрым по итогам участка.  Тогда же и появилась необходимость в стенограммах , которые описывали всю дорогу от старта и до финиша.

Ведь участки были одинаково тяжёлыми что дорожние что так званные » боевые » спецучастки.

Плюс, гонщикам в те время приходилось иногда ездить целые сутки.  Добавьте ко всему ещё и сложные погодные условия и можно будет понять почему штурманы быстро стали важным звеном этих гонок и перестали быть просто запасными пилотами. Перед каждым участком , команды ездили на разведку и штурманы наносили пометки по спецучастке. Первые стенограммы были простыми но со временем они становились все лучше и лучше, так стали появляться профессиональные штурманы. Такие как : Джон Давенпорт и Генри Лиден.

1970-е принесли одни из самых значимых изменений , ралли как спорт обрел свою структуру и дисциплину, хотя все ещё сильно отличался от того что мы видим сейчас. Это продолжило быть тяжёлым испытанием на выносливость и некоторые этапы длились по три дня, включая ночные заезды. Первые  перлы победы на своей Reno взял Уве Андерсон  из Швеции в 1971.

Уве Андерсон
Уве Андерсон

  Впрочем потом лямка первенства и доминирования перешла под итальянский флаг. Их производители выпустили зверя, специально заточенного под раллийные гонки и он сразу себя зарекомендовал. Это была Lancia Stratos.

Заднеприводная Lancia с 5ти ступенчатой коробкой передач показывала отличные результаты и одерживала  победу 2 года подряд в 1974-75. Но потом концерн Fiat выкупил права на Lancia и в итоге прекратил ее производство ибо перспектив помимо участия в ралли у машины особо не было. В итоге Fiat соревновался с Ford и хоть победа была за Ford но Fiat заняли первое место на довольно важном  «раллисафари» в 1977.

Пилотом Форд был один  из лучших раллийных гонщиков того времени — Бьорн Вальдегаард. 

Бьёрн Вальдегаард
Бьёрн Вальдегаард

В последствии они четырежды побеждал на «раллисафари»  и в 1979 после пяти побед в трёх сезонах стал первым в истории чемпионом мира по Ралли. Во многом ему помогла культовая Ford escort второго поколения, которая была проста в управлении, лёгкая и надёжная, что позволяло пилотам показывать отличные результаты.

  В 1979 ралли пришло к его привычному виду когда FIA все таки решилась организовать зачёт для пилотов. В то же время зародилась ещё одна культовая раллийная гонка : ПарижДакар.

  Она стала дитем французского мотогонщика — Тьери Сабина.

Тьери
Тьери

В 1977 году он участвовал в ралли рейде » Абиджан — Ницца » и заблудился в ливийской пустыне. Его чудом нашли спустя три дня, в это время его посетила мысль » а попочему бы раз тут такие дела, не устроить постоянную гонку в Африке по сложности которой не будет равных». Она будет проходить через самую большую в мире пустыню Сахара и заканчиваться на берегу атлантического океана.

И уже в Декабре 1978-го Тьери Сабином был организован первый ралли рейд, финиш которого состоялся уже в январе следующего года, поэтому официальной датой Дакара считается 1979.  Особенность такого ралли была в том, что в нем участвовали различные виды транспорта, в первом же рейде было : 80 автомобилей, 90 мотоциклов и 12 грузовиков. Грузовики изначально не допустили к гонке но уже в следующем году им дали разрешение на участие. Изначально » Дакар «, включал в себе 8 разнообразных этапов, каждый из которых включал маршрут из нескольких контрольных точек в разных городах и длился по 3 дня. Все же этапы заняли больше 2 недель. Первым победителем Дакара стал Сирил Неве на своем мотоцикле Yamaha. Чтобы добавить интереса к гонке  и соперничеству, каждый год маршрут ралли менялся. В 2000-х организаторы столкнулись с серьезной проблемой — на севере Африки постоянно нарастала террористическая угроза. Из за этого Дакар в 2008 впервые пришлось отменить. С тех пор знаменитая гонка ежегодно проходит в южной Америке и собирает огромное количество участников.

Итак, вернёмся к нашим баранам, точнее коням, к лошадиным силам , тьфу ты , ну да ладно. В 80х ралли вышло на новый уровень , соперничество стало сильнее и с ростом интереса рос и азарт. Так появилась легендарная группа Б.

Все началось с Audi Quattro, которая послужила в 80-х отправной точкой для машин этой группы.

Она была первой полноприводной участницей. FIA упростила регламент и позволила собирать эволюции уже существующих машин группы Б, это позволило собирать такие супер кары, что многие даже считали группу Б способной утереть нос Формуле 1. Это были настоящие звери на колесах. Они были очень тяжёлыми и надо было заранее продумывать тактику входа в повороты и проезда определенных участков.  Lancia опять взяли участие и создали новые скоростные прототипы и как по мне среди всех представителей, наверное именно на Лянче образца 70,80-х я бы хотел прокатиться больше всего. Неограниченные регламентом и в поисках новых мощностей разработчики, в какой то момент начали выпускать такие раллийные экземпляры у которых стояли турбомоторы мощностью в 600 сил, что намного больше чем у современников. Учитывая полный привод, это стали просто безумные представили 4-х колёсных. Машины, которые стали настоящими иконами той эпохи, помимо Audi Quattro были:  Peugeot 205 t16 и Lancia delta s4.

Lancia
Lancia

Эта машина ( Lancia delta s4) по праву может считаться самой мощной и в то же время самой жуткой из когда-либо созданных машин, по неофициальным данным она могла разогнаться с места до 100км/ч за 2 с половиной секунды и это на гравии . Это было очень опасно и привело к череде аварий.  А ещё одной звездой ралли в тех годы стал немецкий пилот — Вальтер Рерль , который являлся представителем Audi. 

За свою 14 летнюю карьеру он завоевал 14 побед. Он был целеустремлённым и имел свой стиль езды, очень напористый. В повороты он входил на прямых колесах , тормозил а потом поворачивал, что чаще приводило к сносу чем заносу но это позволяло ему ехать довольно быстро, хоть и  было рискованно.  Ему нужно было показать что он лучший из лучших и он доказывал это, избирательно но все же.  Был и пилот который был очень успешным при том что  никогда так и не стал чемпионом, его звали  Маркку Ален.

Много кто из  других пилотов отозвался лестно об этом талантливом финском пилоте. Он выиграл 19 этапов но ни разу не стал чемпионом.  Были в ралли и пилоты женщины такие как Мишель Мутон, эта женщина утитрала многим гонщикам нос .

Надеюсь ее муж любил скорость.  По сути в 1981,82-х годах, борьба была сосредоточена между ней и Вальтером. Но позже начали происходить аварии с летальными исходами о которых упоминалось ранее. Первым инцидентом было столкновения с толпой и смерть троих зрителей. Это наверное было одной из проблем, толпы фанатов стояли прямо у трассы а иногда и перекрывали ее живым щитом и гонщикам приходилось рассчитывать, что входя в крутой поворот, на выходе из него их может ждать толпа , это было очень опасно но одновременно с этим, никаких мер не предпринималось. Так же, в то время с 1984 по 1986 погибло пару пилотов. В последствии чего организатор ралли, в лице FIA резко отреагировал на череду трагедий и запретил группу Б.  Многие гонщики были возмущены таким решением, они говорили что можно было сосредоточиться на том чтобы сделать группу Б безопасней и не поступать так категорично. Некоторые пилоты не смогли продолжать участвовать в ралли из-за того, что других автомобилей, которые бы подходили под новые стандарты у них по просту не было.

Группа А

В ней принимали участие обычные, дорожные автомобили на которых мы ездили каждый день. Изначально, пилоты недоумевали: как мы будем ездить на таких машинах, как будем развивать необходимую скорость и так далее. Несмотря на это, все быстро приспособились к новой группе. Эти изменения были глотком свежего воздуха для ралли и привнесли ряд здоровых изменений, таких как : предоставления возможности большему числу пилотов проявить себя, так как машины этой категории были более доступны , легче управляемы и к ним быстрее адаптировались.  Это дало шанс другим производителям показать свои модели, которые до этого не подходили для категории Б , соответственно появилось больше марок участников. Так же появились новые этапы.   Форсированный двигатель и жёсткая подвеска делала из обычных серийных автомобилей, легендарные машины которые обрели любовь миллионов и которые покупали все, кто интересовался ралли и имел такую возможность.  В этом и заключался их шарм, машина на которой ваша бабушка ездила за покупками , на этапах заставляла посмотреть на нее совершенно с другой стороны. И вот ты видишь, как в руках опытного пилота она превращалась в настоящий раллийный болид, который виртуозно входил в повороты.  И уже к 1987 году мощность таких машин выросла до 400 лошадиных сил и они уже показывали времена получше, чем их предшественники группы Б. При том, что сил у них было вдвое меньше. Lancia  и в этой группе умудрилась проявить себя и приобрести статус легенды. Команде удалось побеждать в зачёте производителей целых 6 лет а ее пилоты трижды завоевали титул в личном зачёте. Ни одна другая марка не смогла этого добиться.  До 1990 в ралли доминировали 2 пилота : Юхо Каннкунен и Массимо  «Микки» Биазьен.

Массимо Микки
Массимо Микки

В 1987 Каннкунен выиграл чемпионат за рулём Lancia и стал первым раллистом сумевшим защитить свой титул.  Он был единственным пилотом кто становился чемпионом как на машине группы Б так и на машине группы А. Каннкунен прекрасно приспосабливался к переменам и спокойно ко всему относился , если с машиной во время езды случалась поломка то он просто подстраивал свою езду под новые условия. Много других пилотов высоко оценили его мастерство а его четырехкратное чемпионство только подтверждает это. То же говорили и о Микки Биазьен, он был поспокойнее но за счёт мастерства и классной команды побеждал в 70% этапов в которых учасвовал.  Позже на сцене появился Карлос Саенс на своей Toyota Celica и она помогла ему 8 раз подняться на подиум.

  Вышел на сцену и Томми Мякинен, котрый впервые победил на ралли » тысяча озёр » в 1994 году за рулём Ford escort rs.

Мякинен
Мякинен

Потом он стал пилотом Mitsubishi и был лучшим с 1996 и по 1999 год.

В 1995 серьезную конкуренцию ему составил пилот Subaru Impreza Коллин Макрей. 

Макрей
Макрей
Легенда
Легенда

Вне гонок они были лучшими друзьями но стоило им сесть за руль, как они становились суровыми соперниками. У них 49 побед на двоих. Оба очень любили скорость и были невероятно преданы своему делу. Они часто вылетали с трассы из за своей напряжённой конкуренции и стремления к победе.

В 1997 году появился привычный ныне регламент постройки раллийных автомобилей , это был формат WRC.  Теперь турбиной и полным приводом можно было экипировать люблю машину выпускаемую в требуемом объеме, даже если она моно-приводная. Это позволило большему количеству производителей принять участие и выпускать свои раллийные болиды. И новая формула WRC возымела серьезный успех.  В 1999 Колин Макрей одержал ещё одну победу на Ford focus. 

А его место в Subaru занял не менее успешный и профессиональный Ричард Бёрнс. 

Ричард
Ричард

Позже Макрей перешёл в команду Citroen в 2004.  В 2004 к победителям присоеденился Маркус Грогхольм.  А позже и Себастьян Лёб  который стал девятикратным чемпионом  мира по ралли подряд с 2004 по 2012 , только в 2004 он победил 6 раз а в 2005 десять раз! Вот это действительно ураганный пилот! 

Себастьян
Себастьян

Он стал самым титулованный и успешный   раллист за всю историю. Он единственный среди перечисленных остаеться пилотом  до сегодняшних дней.

В этом году состоится уже 50 сезон чемпионата мира по ралли, который принесет миру новые имена и новые эмоции. Ралли это захватывающая гоночная дисциплина, любимая миллионами по всему миру.  Мне кажется странным что до сих пор не сняли фильм про ралли , хотя про формулу 1 сняли замечательный » Гонка «.

Только представьте какой классный экшн с элементами драмы можно было бы снять : яркие гонки , живые трюки , потрясающие виды. С другой стороны, мы можем все это наблюдать с записей настоящих чемпионатов или множества роликов на Ютубе. Плюс ко всему, есть уйма игр на раллийную тематику. Мои рекомендации в этом жанре : Richard Burns rally , colin McRae rally 2005 и последние две части Dirt rally. Всем желающим научиться можно пойти в профессиональную ралли школу, такие школы есть в большинстве стран. Заканчивая, хочу посоветовать вам Ютуб канал — Автокульткура, с его помощью я узнал много нового не только  о ралли и его пилотах  но и о других гоночных дисциплинах и машинах в общем. Даже для этой статьи, много информации было подчерпнуто из  видео на канале. Желаю всем нам безопасных дорог и наполненной яркими приключениями и эмоциями жизни! А я укатыаю отсюда.

Источник: https://habr.com/ru/post/680712/?utm_campaign=680712&utm_source=habrahabr&utm_medium=rss

close

Рассказываем о маркетинге
в онлайн и офлайн

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.


0 комментариев

Добавить комментарий

Avatar placeholder

Ваш адрес email не будет опубликован.