«Вором» объектов авторских прав может стать каждый. Перед законом равны как случайно совершившие правонарушения лица, так и сделавшие это намеренно. Несмотря на то, что в России пока лояльно относятся к использованию чужих изображений, музыки, фильмов, текстов, в судебной практике уже есть немалое количество прецедентов. Участниками часто становятся компании и граждане, которые вынуждены потом платить штрафы и компенсации автору произведения, защищать себя от уголовной ответственности. 

Как не нарушить авторские права, какие объекты охраняются по закону, расскажем в этой статье.

Объекты авторского права

Автор – это создатель произведения. У него имеются авторские и исключительные права:

  • авторские – право считаться автором, право на неприкосновенность объекта и его обнародование;

  • исключительные – право использовать и распоряжаться объектами.

Авторское право появляется в момент создания произведения, оно не требует регистрации, его невозможно передать или продать другому человеку, оно остается с автором всю жизнь и 70 лет после его смерти, а исключительное – свободно отчуждается.

Например, вы заказали дизайн сайта у дизайнера, заключили договор, в котором присутствует условие о передаче исключительных прав. Тогда после оплаты услуг, вы можете свободно использовать дизайн в своих целях.

Споры между авторами и правообладателями также случаются, но их меньше, чем судебных разбирательств между правообладателями и «ворами».

Обратите внимание, что с просьбой использовать объект нужно обращаться именно к владельцу исключительных прав. Автор может передать свои права другому лицу и лишиться возможности распоряжаться объектом. Всегда ищите конечного правообладателя.

Чаще всего в качестве объектов для «воровства» выступают дизайн, фото и изображения, интерфейс, статьи. Главное – запомнить, что нет «музыки без авторских прав», «картинок из Интернета». Все объекты, опубликованные в сети, созданы творческим трудом автора. Они принадлежат отдельному лицу до тех пор, пока он на законных основаниях не передаст свои исключительные права другому. Копировать, распространять, использовать чужие работы – нельзя.

Список объектов авторского права, которые встречаются в сети:

  • изображение, в том числе селфи, фотографии пылесоса из каталога, инфографика;

  • тексты, в том числе статья, сценарий, лекция, стихи, комментарии;

  • аудио, в том числе музыкальные композиции, исполнения и фонограммы;

  • видео, в том числе полнометражные фильмы и небольшие авторские видеоролики;

  • дизайн и шрифты.

Незаконное использование этих объектов, распространение без разрешения музыкальных произведений, фильмов, игр – это пиратство. Обычно от такой деятельности злоумышленники получают доход. Если при этом нарушитель называет себя автором чужого произведения – это плагиат.

Часто можно увидеть на сайте рядом с текстом или изображением знак копирайта © – он напоминает о том, что произведение защищено авторским правом. Ошибочно полагать, что отсутствие данного графического элемента означает, что копировать контент можно. Копирайт работает на предупреждение правонарушений и несет информативную функцию.

При наполнении сайта чужими текстами будьте готовы, что ваш ресурс пессимизируют поисковые системы, то есть выходить в топ-выдачи, как конкурент, вы не будете. По закону свободно копировать можно новости, но с точки зрения продвижения, лучше все-таки немного дополнить материал, чтобы уникальность была выше 30%.

Шрифты тоже охраняются, поэтому не скачивайте с неизвестных ресурсов бесплатные пакеты. Они могут быть пиратскими. Если необходимо, пополните свои запасы шрифтами из свободного доступа, например на Google Fonts, закажите уникальный шрифт у дизайнера или выкупите на проверенной площадке: FontFabric.

При использовании музыки в любительских рилс и тик-токах переживать не стоит, а вот делать рекламу с музыкальным оформлением без получения согласия автора не рекомендуется. В сети можно найти коллекции музыкальных композиций для коммерческого использования, но доверять можно только проверенным источникам. 

Как законно использовать объекты авторского права?

Способов не так много, но для каждой ситуации можно найти свой выход.

Цитирование

Гражданский кодекс допускает цитирование без согласия автора и выплаты вознаграждения. Под цитированием понимается использование отрывка работы с указанием автора:

Как сказал Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении «Евгений Онегин»: «Привычка свыше нам дана: замена счастию она».

Помимо верного оформления, нужно учитывать, что цитировать можно только в научных, критических, информационных, полемических, учебных целях. Объем цитирования должен соответствовать цели. Или заимствование признают нарушением авторских прав.

Цитирование допустимо не только в отношении текстов. Репосты также относятся к этой категории. Репостят всё: от фраз и цитат до объемных видеороликов и кинолент.

Одно из главных правил цитирования: «Нельзя вносить изменения». Например, обрезать фото, накладывать на видео свой текст.

Заключение договора при коммерческом использовании

Примером использования в некоммерческих целях является семейный просмотр фильма, прослушивание музыки в машине. Если те же музыкальные произведения включить в ресторане или кафе в качестве фона, то этот факт будет считаться коммерческим использованием. Также нанесение изображений на футболки с целью продажи, заполнение рекламных буклетов чужими фото и текстом – коммерческое использование. В данном случае обязательно иметь разрешение от правообладателя. Ведь вы извлекаете прибыль с привлечением чужих объектов творческого труда.

В качестве разрешения выступает лицензионный договор с автором на какой-либо срок. В этом документе прописывают, что часть средств от продажи футболок пойдет правообладателю, однако могут быть и другие условия. Автор может установить формат использования, территорию и иное.

Стоит обратить внимание на вид лицензии:

  • Если это исключительная лицензия, то в период использования объекта вами ни автор, ни какое-либо другое лицо не имеет права совершать действия с данным объектом.

  • В случае неисключительной лицензии автор может передавать права неограниченному кругу лиц. То есть фото, которые вы используете, вы можете свободно встретить на чужом сайте.

Вы можете заметить на фотостоках маркировки Creative Commons. По обозначениям понятно, как использовать объект. В Гугле можно установить тип желаемой лицензии и искать объекты с учетом этого. Однако перед использованием перепроверьте, действительно ли изображение можно использовать так, как указано.

Реже правообладатели заключают договор отчуждения, который позволяет заинтересованным лицам полностью выкупить права на объект.

Мы рекомендуем вне зависимости от цели использования получать согласие автора, хотя бы в формате сообщения, которое потом может послужить доказательством. Хотя автор может сказать, что согласие дал не он, а доступ к его аккаунту был похищен. Надежнее письменного договора в таких ситуациях доказательств нет. Договор может быть как типовым, так и индивидуальным. Главное, чтобы он отражал позицию обеих сторон.

Референс

Разумеется, мы не можем постоянно генерировать идеи «из воздуха». Поэтому часто приходится присматриваться к объектам других авторов, потом создавать по образу и подобию что-то свое. Считается ли это нарушением авторских прав? Нет.
Вы имеете право черпать идеи из любых доступных источников. Однако воплощение этой идеи должно быть оригинальным. В противном случае это – плагиат.
Допустим, вы решили сделать иллюстрацию с использованием изображения животного, вы ищите уже имеющиеся картинки по теме. Изучаете характеристики животного, особенные внешние черты – рисуете оригинальный образ. Картинка другого животного – ваш референс.

Вы находитесь в аналогичной ситуации, но решаете просто скопировать изображение животного. Перерисовываете иллюстрацию другого автора. Ваша работа – плагиат. Еще хуже, если вы используете ту самую картинку, просто скачав ее.

Суды неоднозначно подходят к определению референса и плагиата. Поэтому лучше вообще не использовать чужие решения. В судебной практике встречались случаи, когда при явных различиях двух объектов, суд принимал решение наказать лицо, воспользовавшееся идеей другого автора.

Вредные советы

Чтобы стать правонарушителем, вы можете воспользоваться этими советами:

  1. Найдите интересные тексты у конкурентов, адаптируйте их под ваш сайт, опубликуйте.

  2. Скачайте с Гугла картинки «неизвестного автора», в идеале выбрать такие, на которых есть лица известных людей. Украсьте ваш сайт найденными изображениями.

  3. Добавьте на ваш сайт красивый логотип, который очень похож на конкурентов. Желательно, чтобы их товарный знак был зарегистрирован в Роспатенте. Ваш сайт готов стать доказательством нарушения авторских прав сразу нескольких лиц. Вы получите претензии от правообладателей и будете участником судебного разбирательства. Возможно, вам назначат штраф и компенсацию от 10 000 до 5 000 000 рублей. Точный размер установит суд.

Выводы

Тем, кто не хочет быть участником судебного разбирательства, стоит запомнить следующее:

  1. Использовать чужие объекты творческого труда можно только в рамках закона, прибегая к цитированию, заключению договоров, получению письменного согласия.

  2. Даже если написано, что РИД имеет открытую лицензию, убедитесь, что это действительно так. Обратите внимание на ограничения, установленные автором в отношении объекта.

  3. Приобрести авторские права нельзя, но можно получить разрешение на использование. Доступно два варианта: договор отчуждения и лицензионный договор.

  4. Плагиатить чужие решения нельзя, вдохновляться – можно. Где грань? Пока никто точно сказать не может. Поэтому старайтесь делать максимально уникальные объекты.

  5. Если заказываете услуги у специалистов, заключите договор и проверьте, чтобы там был указан порядок перехода исключительных прав к вам. Иначе использовать объект законно вы не сможете.

И самое главное – в интернете нет объектов, не имеющих автора. Каждый раз, совершая попытку что-либо разместить на своем сайте, товарах или промо-продуктах, помните об этом.

Источник: https://habr.com/ru/post/679214/?utm_campaign=679214&utm_source=habrahabr&utm_medium=rss

close

Рассказываем о маркетинге
в онлайн и офлайн

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.


0 комментариев

Добавить комментарий

Avatar placeholder

Ваш адрес email не будет опубликован.